Сценарии физкультурных досугов и праздников в соответсвии с календарным планом воспитательной работы
18.04.2025
«Физкультурные праздники и досуги в детском саду»
В детском саду ребёнок получает
всестороннее воспитание. В процессе разнообразной деятельности под
руководством педагогов он развивается умственно, воспитывается
эстетически, физически, нравственно. При этом очень важно, чтобы всё,
что ребёнок узнает, всё, чем он овладевает, было эмоционально окрашено.
Эмоции в жизни ребёнка играют очень важную роль. Известный
советский физиолог Н.М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют
наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеет
очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма».
Самая ранняя стадия общения ребёнка с миром – стадия эмоциональная.
Таким образом, положительная эмоциональная обстановка должна быть
постоянна в детском саду. Этому в значительной мере способствуют
различные формы досугов: музыкальные, физкультурные и т.д. Особое место
занимают физкультурные праздники и досуги. Физическая деятельность сама
по себе приятна. Мышечное движение есть источник сильнейшей радости,
которую И.П. Павлов так и называл «чувство мышечной радости». Умеренная
мышечная нагрузка всегда улучшает самочувствие и поднимает настроение.
Физические нагрузки – лучший способ разрядки. Физкультурные праздники и
досуги при правильном подборе входящих в них элементов могут стать
эффективным средством воздействия на личность ребёнка. Они способствуют
развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию
чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять
решительность. Физкультурные праздники и досуги позволяют педагогу, не
снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого
ребёнка, с учётом его индивидуальных особенностей; дифференцированно
подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать излишними
замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение
радости от выполняемых им и другими детьми движений; радоваться успехам
другого. При проведении досугов все дети приобщаются к
непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с
увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя
более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность
позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно
использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно
овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
Хорошо, когда физкультурные праздники и досуги сопровождаются музыкой:
это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного,
закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального
произведения, развивает музыкальный слух, память.
Значение физкультурных праздников и досугов
В системе физического воспитания ребёнка
дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые
зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма
активного отдыха детей. Многолетняя практика работы детских дошкольных
учреждений показала значимость физкультурного праздника в активном
приобщении каждого ребёнка к занятиям физической культурой. Опыт
организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на
воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а
также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического
воспитания. Целью таких праздников является активное участие всего
детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная
подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных
условиях и игровых ситуациях. В программу включаются физические
упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные
упражнения, игры-эстафеты, а также занимательные викторины и загадки.
Широкое использование музыкальных произведений, игровых приемов
(построение сценария в сюжетной форме) делает праздник эмоционально
ярким, запоминающимся событием в жизни ребёнка. На праздник к детям
приглашаются школьники – бывшие воспитанники дошкольного учреждения,
активными его участниками являются родители. Не остаются безучастными и
дети-болельщики, для них проводятся конкурсы и аттракционы.
Физкультурные праздники являются важной организационной формой работы,
которая имеет большое значение для комплексной реализации широкого круга
оздоровительных и воспитательных задач. В рациональном сочетании с
другими видами работы по физическому воспитанию, они помогают создать
целесообразный двигательный режим, который служит повышению
функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закалённости
детей.
Физкультурные праздники значимы для всестороннего развития и
воспитания ребят. Во время праздника они принимают заинтересованное
участие в разнообразной двигательной деятельности – упражнениях,
подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах. Действуя с
большим эмоциональным подъёмом, стремясь к достижению лучших
результатов в условиях соревнования, дети совершенствуются физически.
Проявление самостоятельности и инициативы в коллективе сверстников
способствуют активному применению дошкольниками приобретённых ранее
двигательных умений и навыков, развитию ловкости, быстроты, силы,
выносливости, ориентировки в пространстве и других полезных качеств и
способностей.
Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое
эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяет детей и взрослых
общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое
событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное
оформление места проведения праздника и отдельных видов соревнований,
оригинальные костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание музыки,
торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие у ребят
чувства красоты, хорошего вкуса, воображения. Всё это стимулирует их
творчество. Воспитатели привлекают детей к изготовлению различных
поделок для украшения спортивной площадки и гимнастического зала,
подготовки мест для игр, а также подбору и размещению физкультурного
оборудования и инвентаря, подготовки костюмов, атрибутов праздника. Даже
самые маленькие, не только участники, но и болельщики, получают
задания, соответствующие их подготовленности. В следствии такой
разносторонней творческой деятельности решаются многие задачи трудового
воспитания. Дети обогащаются новыми представлениями и знаниями, у них
пробуждается интерес к окружающему, понимании идейной направленности
физкультурного праздника определённой тематики. Праздники помогают
донести до осознания маленьких граждан представления о явлениях
общественной жизни, воспитывают уважение к людям разных профессий,
привлекают внимание к выдающимся спортивным достижениям, пробуждают
чувство любви к родному краю.
Физкультурные праздники оказывают действенное влияние на
формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение
хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивает
коллектив, вызывает чувство ответственности (индивидуальной и
коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам
товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие,
дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и
заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление
добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При
этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников.
Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике
способствует воспитанию целеустремлённости, настойчивости и
находчивости, смелости, решительности и других морально волевых качеств.
Участие в физкультурных праздниках помогает детям глубже осознать
значение систематических упражнений в двигательных действиях, достижении
желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям
физической культурой.
Большое значение имеет слаженное действие взрослых – сотрудников
дошкольного учреждения, родителей, их совместное участие в подготовке к
программе праздника. (веселых играх, плясках, соревнованиях,
аттракционах, песнях и т.п.). Положительный пример взрослых служит
повышению родительского авторитета. Привлечение их к участию в детских
физкультурных праздниках содействует пропаганде физической культуре и
спорта среди широких слоёв населения и является одной из форм работы
коллектива дошкольного учреждения с родителями по физвоспитанию. Кроме
того, физкультурные праздники содействуют улучшению
физкультурно-массовой работы среди детей и взрослых.