Картотеки для работы педагога по духовно-нравтсвенному и патриотическому воспитанию (игр, бесед, художественной литературы, произведений искусств и т.д.)
19.06.2025
Список художественной литературы для духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников включает произведения разных жанров:
русские народные сказки, рассказы и басни классических авторов, а также стихи современных авторов о Родине, природе, семье и дружбе.
Художественная литература для духовно-нравственного и патриотического воспитания
Русское устное народное творчество и фольклор
- Русские народные сказки (адаптированные для детей): «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя» (в обр. Л. Толстого) и другие. Они учат таким нравственным качествам, как доброта, взаимопомощь, трудолюбие.
- Потешки, песенки, небылицы.
Классическая и современная литература
Младший и средний дошкольный возраст (3-5 лет):
- Благинина Е. «Мама спит, она устала…».
- Маршак С. Я. Стихотворные сказки и стихи о Родине, природе.
- Синявский П. «Родная земля», «Родное», «Родной огонек», «Что такое Родина».
- Толстой Л. Н. Короткие рассказы и басни для детей («Три медведя», «Утро», «Отец и сыновья» и др.).
- Ушинский К. Д. Рассказы и сказки для детей («Четыре желания», «Утренний луч», «Петушок с семьей» и др.).
- Чуковский К. И. Стихотворные сказки («Мойдодыр», «Айболит»).
Старший дошкольный возраст (5-7 лет):
- Астафьев В. Отдельные рассказы, адаптированные для детей.
- Бианки В. В. Рассказы о природе.
- Воронкова Л. Ф. «Солнечный денек» и другие рассказы о мирной жизни, труде.
- Драгунский В. Ю. Рассказы из цикла «Денискины рассказы» (о дружбе, честности).
- Носов Н. Н. Рассказы и повести («Приключения Незнайки», рассказы о дружбе, взаимовыручке).
- Осеева В. А. Рассказы («Что легче?», «Волшебное слово», «Печенье»), которые формируют нравственные качества.
- Пришвин М. М. Рассказы о природе.
- Усачев А. А. Стихи и рассказы о семье, дружбе.
- Чарушин Е. И. Рассказы о животных.
- Шпикалова Т. А. Произведения об народном искусстве и культуре.
Подбор
литературы должен соответствовать возрасту детей и помогать формировать
у них ценности добра, дружбы, любви к семье, родному краю и Родине.
Для духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников используются различные виды искусства: живопись, музыка, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство. Основной акцент делается на произведениях, доступных детскому пониманию и вызывающих эмоциональный отклик
.
I. Живопись
Знакомство с живописью начинается с простых и понятных жанров: пейзаж, портрет, бытовая картина.
- Пейзажи русских художников (например, И. Левитан, И. Шишкин, А. Саврасов):
- «Золотая осень» (Левитан)
- «Утро в сосновом лесу» (Шишкин)
- «Грачи прилетели» (Саврасов)
- Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края, формирование эстетического вкуса.
- Портреты (например, портреты детей работы В. Серова, А. Венецианова):
- Цель: Развитие понимания внутреннего мира человека, доброжелательных отношений, уважения к людям.
- Бытовые и исторические картины (например, отдельные фрагменты или адаптации):
- Картины, изображающие народные праздники, труд людей.
- Цель: Ознакомление с традициями и культурой народа России, трудолюбием.
II. Музыка
Музыкальные произведения помогают сформировать чувство сопричастности к родной культуре и понимание символов России.
- Классическая русская музыка (фрагменты):
- П. И. Чайковский: «Времена года» (для знакомства с красотой родной природы).
- М. И. Глинка, С. В. Рахманинов: Музыкальные произведения, основанные на русских народных мелодиях.
- Цель: Приобщение к музыкальной культуре, формирование эстетического вкуса.
- Патриотические песни для детей:
- Песни о Родине, о Москве, о маме, о мире, например, песни композиторов В. Шаинского, Е. Крылатова.
- Гимн Российской Федерации (прослушивание и обсуждение значения).
- Цель: Формирование гордости за свою страну, уважения к государственным символам.
- Русские народные песни и хороводы.
III. Народное декоративно-прикладное искусство и архитектура
- Народные промыслы:
- Дымковская игрушка, матрешка, гжель, хохлома и другие виды росписи.
- Цель: Развитие интереса и уважения к национальным традициям и культуре, бережное отношение к материальным ценностям.
- Архитектура:
- Фотографии или иллюстрации архитектурных памятников родного города/села, Кремля, храмов.
- Цель: Воспитание любви к малой родине, знакомство с красотой и особенностями русской архитектуры.
IV. Скульптура
- Фотографии или репродукции скульптур, доступных для понимания детей, например, изображения героев русских сказок в городских парках, или скульптуры, посвященные материнству и семье.
- Цель: Развитие образного мышления, понимание вечных ценностей семьи и добра.
Использование
этих произведений искусства в комплексе с беседами, играми и творческой
деятельностью (рисованием, лепкой, пением) способствует эффективному
духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.