Картотеки для работы педагога по духовно-нравтсвенному и патриотическому воспитанию (игр, бесед, художественной литературы, произведений искусств и т.д.)

19.06.2025

Список художественной литературы для духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников включает произведения разных жанров:

русские народные сказки, рассказы и басни классических авторов, а также стихи современных авторов о Родине, природе, семье и дружбе. 

Художественная литература для духовно-нравственного и патриотического воспитания

Русское устное народное творчество и фольклор

  • Русские народные сказки (адаптированные для детей): «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя» (в обр. Л. Толстого) и другие. Они учат таким нравственным качествам, как доброта, взаимопомощь, трудолюбие.
  • Потешки, песенки, небылицы. 

Классическая и современная литература

Младший и средний дошкольный возраст (3-5 лет):

  • Благинина Е. «Мама спит, она устала…».
  • Маршак С. Я. Стихотворные сказки и стихи о Родине, природе.
  • Синявский П. «Родная земля», «Родное», «Родной огонек», «Что такое Родина».
  • Толстой Л. Н. Короткие рассказы и басни для детей («Три медведя», «Утро», «Отец и сыновья» и др.).
  • Ушинский К. Д. Рассказы и сказки для детей («Четыре желания», «Утренний луч», «Петушок с семьей» и др.).
  • Чуковский К. И. Стихотворные сказки («Мойдодыр», «Айболит»). 

Старший дошкольный возраст (5-7 лет):

  • Астафьев В. Отдельные рассказы, адаптированные для детей.
  • Бианки В. В. Рассказы о природе.
  • Воронкова Л. Ф. «Солнечный денек» и другие рассказы о мирной жизни, труде.
  • Драгунский В. Ю. Рассказы из цикла «Денискины рассказы» (о дружбе, честности).
  • Носов Н. Н. Рассказы и повести («Приключения Незнайки», рассказы о дружбе, взаимовыручке).
  • Осеева В. А. Рассказы («Что легче?», «Волшебное слово», «Печенье»), которые формируют нравственные качества.
  • Пришвин М. М. Рассказы о природе.
  • Усачев А. А. Стихи и рассказы о семье, дружбе.
  • Чарушин Е. И. Рассказы о животных.
  • Шпикалова Т. А. Произведения об народном искусстве и культуре. 

Подбор литературы должен соответствовать возрасту детей и помогать формировать у них ценности добра, дружбы, любви к семье, родному краю и Родине.


Для духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников используются различные виды искусства: живопись, музыка, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство. Основной акцент делается на произведениях, доступных детскому пониманию и вызывающих эмоциональный отклик

. 

Хочу такой сайт

I. Живопись

Знакомство с живописью начинается с простых и понятных жанров: пейзаж, портрет, бытовая картина. 

  • Пейзажи русских художников (например, И. Левитан, И. Шишкин, А. Саврасов):
    • «Золотая осень» (Левитан)
    • «Утро в сосновом лесу» (Шишкин)
    • «Грачи прилетели» (Саврасов)
    • Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края, формирование эстетического вкуса.
  • Портреты (например, портреты детей работы В. Серова, А. Венецианова):
    • Цель: Развитие понимания внутреннего мира человека, доброжелательных отношений, уважения к людям.
  • Бытовые и исторические картины (например, отдельные фрагменты или адаптации):
    • Картины, изображающие народные праздники, труд людей.
    • Цель: Ознакомление с традициями и культурой народа России, трудолюбием. 

II. Музыка

Музыкальные произведения помогают сформировать чувство сопричастности к родной культуре и понимание символов России. 

  • Классическая русская музыка (фрагменты):
    • П. И. Чайковский: «Времена года» (для знакомства с красотой родной природы).
    • М. И. Глинка, С. В. Рахманинов: Музыкальные произведения, основанные на русских народных мелодиях.
    • Цель: Приобщение к музыкальной культуре, формирование эстетического вкуса.
  • Патриотические песни для детей:
    • Песни о Родине, о Москве, о маме, о мире, например, песни композиторов В. Шаинского, Е. Крылатова.
    • Гимн Российской Федерации (прослушивание и обсуждение значения).
    • Цель: Формирование гордости за свою страну, уважения к государственным символам.
  • Русские народные песни и хороводы. 

III. Народное декоративно-прикладное искусство и архитектура

  • Народные промыслы:
    • Дымковская игрушка, матрешка, гжель, хохлома и другие виды росписи.
    • Цель: Развитие интереса и уважения к национальным традициям и культуре, бережное отношение к материальным ценностям.
  • Архитектура:
    • Фотографии или иллюстрации архитектурных памятников родного города/села, Кремля, храмов.
    • Цель: Воспитание любви к малой родине, знакомство с красотой и особенностями русской архитектуры. 

IV. Скульптура

  • Фотографии или репродукции скульптур, доступных для понимания детей, например, изображения героев русских сказок в городских парках, или скульптуры, посвященные материнству и семье.
  • Цель: Развитие образного мышления, понимание вечных ценностей семьи и добра.

Использование этих произведений искусства в комплексе с беседами, играми и творческой деятельностью (рисованием, лепкой, пением) способствует эффективному духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.pdf (скачать) (посмотреть)
Сборник игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. МБДОУ Киселевского городского округа детский сад №58 комбинированного вида..pdf (скачать) (посмотреть)
Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию (подготовительная группа).pdf (скачать) (посмотреть)
Картотека стихов по нравственно-патриотическому воспитанию.pdf (скачать) (посмотреть)
Проект. Нравственно-патриотическое воспитание в младшей группе детского сада.pdf (скачать) (посмотреть)
Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию (разрезные карточки).pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».